История храма

Филисово…Мелодично-поэтическое название древнейшего в области поселения скрывает многовековую историю.Необычайно красивое село раскинулось по обеим берегам живописной реки Возопль,получившей название,по мнению старожилов,от своего пути-текущая возле полей.

 Село Филисово очень древнее. Издревле здесь занимались сельским хозяйством и торговлей: несколько крупных владельцев лавок, кустарей, пекарей-мастеров по выпечке несравненных по качеству калачей. В селе — трактир, три церкви, три чайные, волостное управление, урядник. Каждый вторник — базар, осенняя ярмарка, на которую съезжаются из многих волостей, шумели целую неделю. Филисовская волость — не маленькая.

            Одна из чайных находилась на месте современного ДК, другие — не месте памятника М.И. Калинину. Волостное управление находилось напротив здания бывшей начальной школы. Одна из существовавших 3 церквей полностью разрушена, другая — Ильинская. Находится в плачевном полуразрушенном состоянии, третья — Введенская, является действующей с момента основания, включая весь советский период истории.

О том, как жило население края в 12-13 веках практически ничего неизвестно, хотя название соседнего с Филисовом местечка — Батыево, возможно, появилось во времена монгольского ига. Однако не стоит связывать этот топоним с пребыванием здесь самого монгольского хана Батыя. После взятия Владимира в феврале 1238 года основная часть монгольского войска направилась к Ростову Великому и далее к Ярославлю. В нашу местность в тот год, возможно, заезжали лишь малочисленные отряды, искавшие продовольствие и фураж. Не дойдя до Новгорода Великого, Батый развернул свое войско и через Козельск увел в южные степи. Больше этот хан в Северо-Восточную Русь не возвращался. Для наблюдения за сбором дани в русские земли были посланы контролеры- баскаки. Позднее по их сигналам в русские княжества приходили монгольские отряды. Владимир, Коломна, Рязань и многие другие русские города за неуплату дани и неподчинение Золотой Орде разорялись по нескольку раз.

В конце четырнадцатого века наш край вошел в состав Московского княжества. Филисово и окрестные селения стали собственностью дворца. Ивановский краевед и исследователь истории Луского края, кандидат исторических наук депутат Иваноской областной думы А.Ю.Кабанов предполагает, что во второй половине шестнадцатого века в Филисове существовал монастырь.

14 ноября 1581 года царь зашел в покои сына Ивана и застал беременную сноху в одном нижнем белье, что противоречило дворцовому этикету. Гневливый свекор набросился на несчастную женщину и стал ее избивать. Муж попытался заступиться, но получил от разъяренного отца удар посохом в висок. Через четыре дня (19 ноября 1581 года ) Иван Иванович от полученной раны скончался. Ходили слухи, что причиной царского гнева ,приведшего к трагедии, стало не столько нарушение несчастной Еленой дворцового этикета, сколько отношение Ивана Грозного к ее родственникам боярам Шереметевым.

После убийства своего сына Ивана царь приказал насильно постричь несчастную сноху и отправить на жительство в Троицкий или Никольский монастырь села Филисово. А.Ю.Кабанов отмечает, что об этом монастыре и о жизни в нем царствующей инокини, получившей имя Леониды, сохранились лишь отрывочные сведения. В обители было 20 келий, в которых жили старцы и старицы.

Вскоре после смерти царевны монастырь прекратил свое существование. По крайней мере к 1650 году его уже не было. О монастыре напоминали лишь названия церквей Николая Чудотворца и Введения Богородицы.

Возможно, что какое-то небольшое время владельцем села был князь Дмитрий Пожарский, который мог передать Филисово Троице-Сергиеву монастырю. У монастыря Филисово выменял боярин Борис Иванович Морозов, который был воспитателем царя Алексея Михайловича и имел на него большое влияние. Это не нравилось другим вельможам, и они подстрекали народ выступить с требованием отстранить Морозова от дел. Под влиянием выступления царь сослал своего наставника в Белозерье.

Брат Бориса Морозова Глеб Иванович в политику не вмешивался и жил спокойно.Но когда он умер, мятежный дух проснулся во вдове Глеба Морозова. Звали ее Феодосьей Прокопьевной. Это та самая боярыня Морозова, героиня картины Сурикова и адресат многих писем протопопа Аввакума, вождя раскола и яркого писателя Средневековой Руси. За преданность старой вере Феодосью Морозову вместе с ее сестрой уморили голодом в темнице в Боровске. При жизни мужа и деверя боярыня могла бывать как в Филисове, так и в соседнем селе Парском, которым владел их двоюродный брат- боярин Иван Васильевич Морозов.

В середине семнадцатого века село вновь стало собственностью царя. В 1841-1875 гг., благодаря стараниям археографической комиссии, были собраны и опубликованы в нескольких томах царские грамоты и другие исторические документы 12-17 веков. В одной из царских грамот, датированной 30 июня 1669 года, говорится, что царь Алексей Михайлович разрешает приказчику села Дунилова Василию Ощерину взять на откуп в селе Филисово таможенную пошлину и кружечного (питейного) двора прибыль. Далее в этом документе записано: «верной голова и целовальники Петрушка Микифоров с товарищи, а по окладу велено им собрать против откупу 7175 года (1667 года от Рождества Христова) 266 рубля с денгою, и тому их нынешнего сбору срок доходит». Когда « охочие люди, которые похотят таможню и кружечный сбор в селе Филисове и в селе Семеновском впредь откупить, и они б для откупу ехали к Москве в Приказ Большого Дворца, тотчас, с нарочным ездоком, для подлинного ведома».

В конце 17 века село Филисово было передано в вотчину А.С.Волынскому — потомку героя Куликовской битвы Дмитрия Боброка-Волынского. Его внук и наследник Артемий Петрович Волынский был замечен Петром 1. Артемий выполнял ответственные дипломатические и административные поручения царя. В начале правления Анны Иоанновны Волынский ведает царскими охотами. Фаворит императрицы-Бирон- пытался использовать услужливого Волынского для ослабления влияния главы правительства Остермана. Немец Остерман был отправлен в отставку, а Артемий Волынский стал кабинет — министром. Заняв эту высокую должность, Волынский собирает вокруг себя тех, кто желал удалить немцев из правительства. По доносу дворецкого Артемий Волынский был арестован, а 27 июля 1740 года казнен. Его Усадьба в Москве и вотчины (в том числе и Батыево) перешли в собственность государства. После вступления на престол дочери Петра 1 Елизаветы волынское имение было возвращено детям. Около ста лет в архивах лежали сочинения: «Генеральный проект о поправлении внутренних государственных дел», «О гражданстве» и другие. Авторство этих сочинений определил историк Погодин благодаря тому, что наш земляк писатель А.А.Потехин передал ему другие письма Волынского. В своих воспоминаниях Потехин записал: «Около моей деревни в полуверсте находилась старинная барская усадьба, давно необитаемая — Батыево. Однажды, разговорившись с управляющим этим имением, я узнал, что имение некогда принадлежало Артемию Волынскому и что в архиве усадьбы есть письма и приказы, написанные рукой Волынского. Я выпросил некоторые из них (все равно они были бы уничтожены) и привез в Москву, чтобы отдать Погодину в его древлехранилище. Погодин даже вскочил с места, лицо его переменилось, глаза загорелись.

-Да знаете ли, какое сделали открытие случайно и бессознательно, какой подарок вы сделали мне и науке ? Слушайте-ка, я только что получил, разобрал и печатаю рукопись : инструкцию какого-то помещика своим крестьянам. По языку принадлежащую к 18 веку, очень интересную, характерную, рисующую бытовые отношения к крестьянам, но рукопись без начала и без конца. Думали и гадали, кому могла принадлежать эта инструкция, и, конечно, никогда бы недоискались достоверно и, несомненно, а вот теперь все ясно. В рукописи упоминается и село Филисово, и усадьба Батыево, следовательно, несомненно, эта инструкция написана Волынским. Вот как иногда случайность помогает в исторических розысках». По местному преданию в усадьбе находился архив Волынского. Сюда, предчувствуя гибель, он привез свои документы. Может быть, они и сейчас находятся в одном из тайников усадьбы.

            Дочь Артемия Волынского Мария (1725-1793) вышла замуж за Ивана Илларионовича Воронцова, а Батыево и окрестные земли были частью ее приданного. Генерал — поручик И.И. Воронцов (1719-1786)был губернатором Владимирского наместничества (1778-1782), а затем Костромского наместничества (1728-1783).

            В 1766 году на его средства в селе Филисове было выстроено новое здание Введенского летнего храма (к настоящему времени не сохранившегося). Он располагался к югу от северной ограды (старая ограда разрушена). В храме этом было три престола: во славу Пресвятой Троицы, в честь святого апостола Иоанна Богослова и святителя Николая. Это церковное здание не было первым в Филисове. В старинных документах указывает, сто уже в 1547 году здесь действовали Троицкий храм и храм Введения Богородицы.

            В 1807 году Введенский храм был дополнен зимним храмом Рождества Христова. Престолы в честь Рождества Христова и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Этот двухапсидный храм , единственный в местности двухпрестольный , с двумя алтарями и двумя смещенными Царскими вратами, с трапезной и боковыми папертями венчают пять фигурных глав на тонких барабанах. Одноярусные, крытые паперти построенные в стиле классицизма. Декор здания барочный: боковые фасады четверика расчленены на три прясла лопатками, несущими развитый антаблемент. Наличники криволинейных очертаний, ложные окна полуциркульные и круглые в два яруса. Углы четверика и трапезной рустованы. В церкви четыре иконостаса: два — в двухпрестольном храме, два — в трапезной. Все иконостасы сборные, их конструктивные элементы и иконы перенесены из утраченной Троицкой церкви с. Филисова и из других церквей района. Большинство икон относится в 18-19 векам, но есть и ценные иконы семнадцатого века. После закрытия в 1920-е годы Никольского монастыря (Тихоновой пустыни) возле Луха, в Филисово была перевезена чудотворная икона Тихона Лухского. В Тихонов день (29 июня) в селе служится Божественная Литургия, водосвятный молебен и крестный ход с чудотворной иконой преподобного Тихона Лухского чудотворца.

            В середине XIX века были пристроены боковые притворы, а западный притвор был пристроен к трапезной в конце девятнадцатого столетия.

            В стиле провинциального классицизма в начале XIX века была построена четырехъярусная колокольня из убывающих по объему четвериков. Она перекрыта куполом с люкарнами и глухим барабаном с ярусной фигурной главкой. В декоре использованы элементы тосканского ордера. На реконструкцию храма в XIX в. выделил большие средства местный купец Г. Ципаков. Возле храма сохранились его могила и надгробие. В конце тридцатых годов XX века церковь была закрыта и использована под склад зерна, но в 1946 году передана вновь общине верующих. Часть икон была утрачена.

            В 1980-е годы храм был реконструирован. Вичугскими художниками Чудовым и Макаровым  расписан потолок. Стены храма побелили, покрасили купола. В 1990 году к церкви была подведена асфальтовая дорожка. За последние годы храм несколько раз пытались ограбить. Один раз грабители унесли две иконы.

            В 1988 году вблизи храма была установлена памятная стела в честь 1000-летия Крещения Руси.

В наше время церковь и колокольня воспринимаются как единый ансамбль.

Сохранению жемчужины каменного зодчества села Филисово всецело способствовали священнослужители ХIX-XX веков, в том числе один из старейших священнослужителей метрополии протоиерей Петер Косянчук  и нынешней настоятель храма иеромонах Иаков (Макевчук).

03143_20070409_135030 03143_20070409_135055 >;>:>;L=O 2545=A:0O

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *